Thursday 25 August 2016

День 8. Творческие эксперименты



Одним из важнейших моментов в неформальном образовании является практическое применение знаний. По просьбам участников, программа восьмого дня была переделена. С утра было предоставлено время (2 часа) для того, чтобы разработать учебную сессию продолжительностью 45 минут. В результате долгой и упорной командной работы собравшимся было представлено 5 сессий, каждая из которых отличалась от других.

Важным моментом была пунктуальность, поэтому каждая сессия начиналась в строго заявленное время, даже если в зале была только половина людей. Задание первой группы звучало так: Написать своё имя на карточке и выбрать лидера, отдав свою карточку одному из присутствующих. Лидер примет решение, которое будет соблюдаться в течение целого дня. После принятого комплекса из 7 решений (обняться, улыбаться), затем всем были выданы карточки трёх цветов (красная, жёлтая, зелёная), чтобы оценить процесс принятия решения. И если результатом упражнения оказались довольны все, то процессом принятия решения – не все. Было непонятно, что будет дальше, чувствовался какой-то подвох. После обсуждения был задан вопрос, становятся ли лидером, или его выбирают? Последовала дискуссия, и на этом время вышло.

Во время второй сессии участников разделили на три группы. В каждой группе одному человеку завязали глаза, одному дали наушники с громкой музыкой, третьему замотали ладони скотчем – соответственно, имитация плохой видимости, слышимости и проблем с подвижностью. За 10 минут нужно было построить башню из бумаги, которая стояла бы сама. По истечении времени, только у одной группы получилось выполнить задание. Главным вопросом обсуждения был вопрос о том, все ли были включены? Некоторым было сложно из-за беспомощности, другие чувствовали себя вовлечёнными, но исключёнными из процесса принятия решений.

Третья группа сразу же поделила участников на пять групп: мэрия, группа пенсионеров, палата людей с инвалидностью, уличные художники и ассоциация бокса. Бюджет, выделенный мэрией на проекты, составлял 9300 у.е., заданием было представить проект и презентовать его убедительно, чтобы получить финансирование. Поданные проекты выглядели так: оборудовать доступный спортзал, оборудовать место для художников, организовать фестиваль дружбы, в котором принимали бы участие люди с инвалидностью и без, районный турнир по боксу. Посовещавшись, мэрия приняла решение предоставить пенсионерам 5300 у.е. на переоборудование зала, турнир по боксу провести в этом зале и предоставить организации 1000 у.е., фестиваль дружбы получил 3000, художники не получили ничего. Представители мэрии отметили, что хотелось бы побольше времени на то, чтобы выслушать каждую заявку. Прозвучало мнение, что упражнение на то, чтобы разумно распределять средства в условиях ограниченных ресурсов, определять приоритеты и искать возможности для альтернативных способов реализации.

Драка в баре называлась игра, предложенная во время сессии четвёртой группы. По сюжету игры, в баре произошла драка, и есть пострадавшие трёх категорий тяжести – сильной, средней и лёгкой. В бар ехала скорая в лице водителя, фельдшера и врача, а в баре, помимо пострадавших, присутствовал полицейский, репортёр и зевака. Скорой помощи предстояло определить трёх людей, которые пострадали больше всех и госпитализировать их, сложность заключалась в том, что о помощи просили все, вне зависимости от тяжести их состояния (о котором они узнавали, получив бумажку определённого цвета). В результате, скорой удалось найти всех трёх. Команда, организовавшая сессию, определила игру как направленную на принятие решений в условиях ограниченных ресурсов. Участники увидели в игре принятие решение, координацию действие и реакции в кризисных ситуациях.

Всем принимавшие участие в пятой сессии стали стаей незрячих овечек, для чего глаза их были завязаны, кроме одного лидера. За 10 минут нужно было разработать систему звуков, по которой лидер смог бы привести стаю на территорию пастбища. Система была разработана, но реализовать её долго не удавалось. В конце процесс пошёл, и большую часть удалось переместить на пастбище, однако часть участников осталась за его пределами. Восприятие занятий было разным, для кого-то оно было на достижение цели в большой группе людей, для других о том, как жить с незрячими друзьями, для третьих чтобы понять, как слабовидящие люди передвигаются с помощью ассистента.

Самым важным для каждой группы было вывести людей из роли после игры, поскольку если этого не сделать, то у некоторых людей могут начаться проблемы, особенно, если тема игры связана со стрессовой ситуацией или сильно отличается от того, с чем каждый из участников сталкивается ежедневно. У всех групп это получилось, а итоги дня со мной подвела Марина из Молдовы:

В каждой группе было что-то яркое и настолько необычное, что мозг не успевал всё это переваривать. Думаю, что через некоторое время оно всё уляжется и структурируется. Многообразие методов и креативность всех групп очень порадовала. Было сложно быть четвёртыми, т.к. очень много произошло до этого, и к нашей сессии многие были вымотаны. Споров во время планирования не возникало, но множество моментов мы меняли и передвигали. Лично я результатом своей группы не до конца довольна, хотелось бы поменять и провести ещё раз, чтобы быть удовлетворённой результатом. До этого дня не хватало методов работы с разноуровневыми группами. В теории всё понятно, но когда мы реально столкнулись с планированием, подводных камней всплыло очень много, и сейчас стало более понятно, как это внедрять и что стоит учитывать.”

Константин Фёдоров









 
*Проект финансируется при поддержке Европейской Комиссии. Содержание данной публикации /материала является предметом ответственности автора и не отражает точку зрения Европейской Комиссии.

No comments:

Post a Comment