Хорошая погода позволила сменить
обстановку, и провести утреннюю сессию на улице. Расположившись во дворе, участники
делились ситуацией молодёжного участия и инклюзивного образования в своих
странах. Некоторые практики были уникальными, например, университет в Шауляе
(Литва), где могут учиться люди с нарушением интеллектуального развития.
Темой дня было молодёжное участие, и
следующее упражнение было направлено на то, чтобы сформулировать, что же значит
слово участие. Для этого собравшиеся отправились в морской круиз. Под шум морского
прибоя участники прибыли в место, которое называлось островом участия. Задачей
прибывших было исследовать этот остров в группах и презентовать его другим
группам. Несмотря на то, что все прибыли на один остров, его видение у всех
отличалось, в результате чего появилось четыре видения, которые были
презентованы.
Жители первого острова существовали в
гармонии с природой и дополняли один другого. Это было место, освобождённое от
стереотипов, и символом этого чудесного острова были выбраны руки, которые
делают хорошие дела. На втором острове для всех были созданы достойные условия
для жизни, у каждого была возможность самовыражаться. Остров населяли люди с
разных стран, но при этом никто не тыкал в них пальцем, указывая
национальность. Все законы в этом месте соблюдаются и учитывают права и
потребности всех категорий жителей. Третий остров и вовсе был в форме сердца, а
на самом острове для всех доступны абсолютно все места – отели, бассейны и
другие места отдыха. Четвёртый остров имел название Happy Island (Счастливый остров).
Помимо достойной работы и оплаты для всех его жителей, на острове питались
эко-едой и использовали ветровую энергетику.
И всё-таки, некоторые острова были больше
направлены на отдых, чем на работу, что во время обсуждения признали и сами
участники. Чтобы разобраться, что же подразумевает молодёжное участие в контексте
проектов, участники были поделены по группам, чтобы сформулировать значение
слова участия. Вот некоторые из ответов, прозвучавших после обсуждения: действие,
позволяющее что-то изменить и влиять на процессы; ответственность каждого за
свой выбор; отсутствие давления от общества; возможности вовлечённости во все
аспекты жизни социума; желание быть частью целого и внести свой вклад.
С точки зрения совета Европы, участие
подразумевает не только вовлечение в процесс выборов, но и в другие процессы формирования
политики. Любое участие имеет 5 характеристик – право, средство, место,
возможность и поддержка. Участие это право любого человека, средство это насколько
молодой человек может вовлечься в процессы, насколько удовлетворены его базовые
потребности. Если говорить о месте – сколько есть мест, где можно участвовать
так, чтобы с твоим мнением считались. Возможность это не только наличие проектов,
но и грамотно построенная коммуникация со стороны организаторов, чтобы молодёжь
их услышала, и поддержка – со стороны семьи, властей, общества и т.д.
Позднее была представлена лестница
участия из 8 ступеней, от первой, где молодёжь нужна для массовки, до восьмой,
где идеи проектов и их реализация целиком и полностью на плечах молодёжи, а
взрослые служат в качестве источника советов и опыта. Во время обсуждения
прозвучала мысль о том, лестница это эволюция, которая проходится с возрастом.
День завершился вопросом для участников, над которым им предстояло найти ответ
для себя – на каком из уровней готовы участвовать вы? По завершении дня
участники поделились со мной впечатлениями о дне и курсе в целом.
Марико
(Грузия): Понравилась первая активность, где мы обменивались опытом в своей
стране, много чего совпадало в плане неадаптированности, в какой-то мере рада,
что не только у нас такое. Остров тоже понравился, от самого начала и до конца,
полностью погрузилась в упражнение, чувствовала песок, море, бунгало. В целом
курс полезен, нравятся тренеры, организация хорошая. До конца пока нет
конкретных идей, которые можно было бы использовать, точно знаю, что привезу с
собой игру с фигурками и коробкой. Очень уж похоже на мои взаимоотношения с
обществом.
Наталья
(Украина): У меня нашёлся мой тайный друг, это очень важно. Также именно
сегодня закрылась цепочка людей, с которыми я ещё не работала в группе. День
понравился тем, что разбирали плюсы и минусы каждой страны по отношению к людям
с ограниченными возможностями. Есть мысли, что улучшить в своём регионе.
Эстония впечатлила своей открытостью и доступностью. На мой взгляд, некоторые
страны немного преувеличивали доступность. Всё-таки, мы приехали не хвастаться,
а рассказывать о реалиях. Впервые уехала заграницу, чему рада и довольна. Можно
найти много партнёров и единомышленников, и домой уеду не с пустыми руками.
Кристине
(Латвия): Утреннее упражнение было полезным для меня, т.к. делились опытом в
каждой стране, проблемами, с которыми сталкивается молодёжь при участии и
способами решения этих проблем. Понравилась Армения с их возможностями,
насколько я поняла, организации там получают больше поддержки со стороны
государства, возможности образования. Новые вещи в курсе тоже были – тот же
самый опыт, лестница участия с проектами. Вроде многое и знала, но всё равно
новое каждый раз находится
Константин
Фёдоров
*Проект финансируется при поддержке Европейской Комиссии. Содержание данной публикации /материала является предметом ответственности автора и не отражает точку зрения Европейской Комиссии.
No comments:
Post a Comment