Sunday, 21 August 2016

День 4. Участие в участии


Хорошая погода позволила сменить обстановку, и провести утреннюю сессию на улице. Расположившись во дворе, участники делились ситуацией молодёжного участия и инклюзивного образования в своих странах. Некоторые практики были уникальными, например, университет в Шауляе (Литва), где могут учиться люди с нарушением интеллектуального развития.
Темой дня было молодёжное участие, и следующее упражнение было направлено на то, чтобы сформулировать, что же значит слово участие. Для этого собравшиеся отправились в морской круиз. Под шум морского прибоя участники прибыли в место, которое называлось островом участия. Задачей прибывших было исследовать этот остров в группах и презентовать его другим группам. Несмотря на то, что все прибыли на один остров, его видение у всех отличалось, в результате чего появилось четыре видения, которые были презентованы.

Жители первого острова существовали в гармонии с природой и дополняли один другого. Это было место, освобождённое от стереотипов, и символом этого чудесного острова были выбраны руки, которые делают хорошие дела. На втором острове для всех были созданы достойные условия для жизни, у каждого была возможность самовыражаться. Остров населяли люди с разных стран, но при этом никто не тыкал в них пальцем, указывая национальность. Все законы в этом месте соблюдаются и учитывают права и потребности всех категорий жителей. Третий остров и вовсе был в форме сердца, а на самом острове для всех доступны абсолютно все места – отели, бассейны и другие места отдыха. Четвёртый остров имел название Happy Island (Счастливый остров). Помимо достойной работы и оплаты для всех его жителей, на острове питались эко-едой и использовали ветровую энергетику.

И всё-таки, некоторые острова были больше направлены на отдых, чем на работу, что во время обсуждения признали и сами участники. Чтобы разобраться, что же подразумевает молодёжное участие в контексте проектов, участники были поделены по группам, чтобы сформулировать значение слова участия. Вот некоторые из ответов, прозвучавших после обсуждения: действие, позволяющее что-то изменить и влиять на процессы; ответственность каждого за свой выбор; отсутствие давления от общества; возможности вовлечённости во все аспекты жизни социума; желание быть частью целого и внести свой вклад.

С точки зрения совета Европы, участие подразумевает не только вовлечение в процесс выборов, но и в другие процессы формирования политики. Любое участие имеет 5 характеристик – право, средство, место, возможность и поддержка. Участие это право любого человека, средство это насколько молодой человек может вовлечься в процессы, насколько удовлетворены его базовые потребности. Если говорить о месте – сколько есть мест, где можно участвовать так, чтобы с твоим мнением считались. Возможность это не только наличие проектов, но и грамотно построенная коммуникация со стороны организаторов, чтобы молодёжь их услышала, и поддержка – со стороны семьи, властей, общества и т.д.

Позднее была представлена лестница участия из 8 ступеней, от первой, где молодёжь нужна для массовки, до восьмой, где идеи проектов и их реализация целиком и полностью на плечах молодёжи, а взрослые служат в качестве источника советов и опыта. Во время обсуждения прозвучала мысль о том, лестница это эволюция, которая проходится с возрастом. День завершился вопросом для участников, над которым им предстояло найти ответ для себя – на каком из уровней готовы участвовать вы? По завершении дня участники поделились со мной впечатлениями о дне и курсе в целом.

Марико (Грузия): Понравилась первая активность, где мы обменивались опытом в своей стране, много чего совпадало в плане неадаптированности, в какой-то мере рада, что не только у нас такое. Остров тоже понравился, от самого начала и до конца, полностью погрузилась в упражнение, чувствовала песок, море, бунгало. В целом курс полезен, нравятся тренеры, организация хорошая. До конца пока нет конкретных идей, которые можно было бы использовать, точно знаю, что привезу с собой игру с фигурками и коробкой. Очень уж похоже на мои взаимоотношения с обществом.

Наталья (Украина): У меня нашёлся мой тайный друг, это очень важно. Также именно сегодня закрылась цепочка людей, с которыми я ещё не работала в группе. День понравился тем, что разбирали плюсы и минусы каждой страны по отношению к людям с ограниченными возможностями. Есть мысли, что улучшить в своём регионе. Эстония впечатлила своей открытостью и доступностью. На мой взгляд, некоторые страны немного преувеличивали доступность. Всё-таки, мы приехали не хвастаться, а рассказывать о реалиях. Впервые уехала заграницу, чему рада и довольна. Можно найти много партнёров и единомышленников, и домой уеду не с пустыми руками.

Кристине (Латвия): Утреннее упражнение было полезным для меня, т.к. делились опытом в каждой стране, проблемами, с которыми сталкивается молодёжь при участии и способами решения этих проблем. Понравилась Армения с их возможностями, насколько я поняла, организации там получают больше поддержки со стороны государства, возможности образования. Новые вещи в курсе тоже были – тот же самый опыт, лестница участия с проектами. Вроде многое и знала, но всё равно новое каждый раз находится

Константин Фёдоров 











*Проект финансируется при поддержке Европейской Комиссии. Содержание данной публикации /материала является предметом ответственности автора и не отражает точку зрения Европейской Комиссии.

No comments:

Post a Comment