Friday 19 August 2016

День 2. Понятие инвалидности



Весь второй день был посвящён инвалидности – тому, как её понимают участники, и как это понятие трактуется в различных документах. В отличие от вчерашнего дня, сегодня участники были более активными и больше участвовали в дискуссиях, чему способствовали упражнения. Во время утренней сессии прозвучали мысли о том, что ограниченные возможности больше связаны с мышлением, которое с раннего возраста прививается в семьях, школах и в обществе в целом, т.к. чувство жалости, которое культивируется окружающими, сильно мешает обеим сторонам найти точки соприкосновения. Зачастую люди с инвалидностью изолируются от общества, иногда семьями, иногда самим обществом, в результате чего люди, считающие себя полноценными, забывают, что существуют другие люди, возможности которых ограничены.
         
          За обсуждением последовало задание. Из участников было сформировано 4 команды, каждая из которых получила заклеенную коробку с отверстием и 10 фигурок, из которых 3 свободно входили в это отверстие, а 7 были явно больше. Поместить внутрь коробки было нужно все 10 фигурок. У каждой команды был свой способ это сделать, одни сгибали фигурки, другие расширяли щель в коробке. С заданием справились все, и на последующем обсуждении продолжились рассуждения о взаимодействии людей с ограниченными возможностями и без. Люди с ограниченными возможностями также должны указывать на то, что отверстие слишком маленькое. 

Собравшиеся рассказывали о том, что восприятие людей с инвалидностью такое, какое оно есть, потому что попросту нет другого опыта, всё идёт из истории. Официальная политика СССР, провозглашавшая то, что в стране нет инвалидов, лишь усугубила ситуацию, началось же оно гораздо раньше. В детских сказках всегда только красавицы и принцы, что тоже влияет на мышление. При этом участники отмечали, что страдают не только люди с инвалидностью, а все, кто хоть сколько-то не вписывается в нормы, т.к. для человеческого мозга легче наклеить на всех один ярлык, чтобы не растрачивать свои ресурсы.

Во второй половине дня обсуждались страхи, возникающие с обеих сторон при взаимодействии. И у людей с инвалидностью, и у людей без оказалось достаточно, и вот некоторые из них: люди с инвалидностью боятся того, что остальные будут злиться, когда люди с инвалидностью будут говорить о своих потребностях, страх гиперопеки и наоборот, пренебрежительное отношение. Люди без инвалидности опасаются агрессивного отношения с другой стороны, страх не найти общие темы и страх заразиться.

Несмотря на достаточное время дискуссии, было видно,  что у участников осталась масса вопросов, поэтому оставшаяся часть вечера проходила в свободном пространстве, где можно было узнать всё то, что не удалось спросить до этого. Как люди с инвалидностью путешествуют и передвигаются на собственных автомобилях? Как они добираются на верхние этажи жилых домов? Как спросить об инвалидности так, чтобы не задеть человека? Можно ли об этом шутить? Ответы на все эти вопросы прозвучали, включая конкретные примеры, которые приводили участники. И уже в конце дня всем было предоставлено время, чтобы лично для себя найти ответы на вопросы: какая из моделей преобладает в их стране? Необходимо ли пережить опыт другого, чтобы его понять? 3 открытия дня? Какие знания можно взять с собой? какая часть программы была самой ценной?

После групп обратной связи несколько из участников поделились своим мнением по поводу прошедшего дня.

Елена (Беларусь): День был эмоционально сложным. Во-первых, мы действительно разные люди, у каждого разная степень уровня решения социальных вопросов в их странах. Грубое сравнение – сытый голодному не товарищ. Одна и та же проблема, которая для одного человека решена уже 20 лет назад, и он её забыл, для другого является острой, а его не понимают. Пока что сохраняются вопросы, которые остаются больными. Не хочется, чтобы подняв проблему, ситуация усугубилась, но пока есть такое ощущение, что некоторые вопросы лучше не задавать.

Никита (Эстония): Очень сложно выделить что-то одно, но был один момент, который мне хорошо запомнился – сравнение нашего армянского друга, который волею судеб оказался в коляске. Он сказал, что ему недостаток позволяет устранить коляска, а кому-то другому – очки. И то, и то выполняет дополнительную функцию, облегчает жизнь. На этом разница заканчивается. Учитывая, что у меня самого есть очки, для меня это особо наглядное сравнение. Настолько явный, интересный пример, что очень запомнился, и я его обязательно привезу в Эстонию. На этот курс я ехал без каких-либо предрассудков, но этот пример меня так зацепил, что когда будет момент объяснить людям у себя в стране, что я тут делал, я обязательно приведу его. Пример очень хорошо характеризует то, к чему мы могли бы прийти в общем – не те, кто на тренинге, а люди в целом, и наша задача заключается в том, чтобы посеять эту мысль тем, кто так ещё не считает.

Мария (Россия): День был насыщенный. Тема понимания инвалидности и взаимоотношения людей с инвалидностью и без, она сложная. Возникают споры, непонимания, недопонимания, и целый день работая в смешанных командах, мне кажется, что у некоторых людей эти барьеры немного снялись. Может быть не у всех, т.к. за один день отношение ко всем не изменишь. Находясь в одном пространстве, люди понимают, что все люди разные. Сегодня много говорили про ярлыки, и изначально мы сами их вешаем, что мешает нам углубиться дальше и понять, что из себя представляет человек и какими качествами обладает. Наша задача, не только на семинаре, но и в жизни, избавиться от ярлыков и дать шанс людям проявить себя, копнуть глубже и понять, все люди такие же, просто у каждого свои особенности. Кто-то высокий, у кого-то светлая кожа, но это только оболочка, а хотим мы все одного – быть счастливыми, любимыми, успешными.









*Проект финансируется при поддержке Европейской Комиссии. Содержание данной публикации /материала является предметом ответственности автора и не отражает точку зрения Европейской Комиссии.


No comments:

Post a Comment